Завершающим этапом возведения бетонного пола становится затирка его поверхности. Проводят такую строительную операцию по определенной технологии с помощью специальных механизмов. Затирка позволит придать основанию ровную поверхность, подготовить плоскость к дальнейшей отделке. Помимо повышения декоративных качеств такая обработка улучшит эксплуатационные характеристики конструкций из бетона – прочность, стойкость к истиранию, ударным нагрузкам, поглощению влаги. Это способствует долговечности отделки, всего сооружения в целом.
Почему надо проводить затирку
В ходе высыхания и затвердения из цементного раствора будет испаряться влага, опускаются вниз тяжелые, крупные частицы щебенки, песка. Мелкие фракции с цементным молочком, наоборот, начинают подниматься на поверхность. В результате этого процесса образуются полости, впадины, выпуклости. Поверхности бетонных полов становятся неровными, шероховатыми, внешне непривлекательны. В плоскостях образуются поры, микротрещины, куда проникает влага, грязь, различные химические вещества.
Под воздействием негативных факторов снижается прочность сцепки компонентов цемента между собой. Со временем полости начнут расширяться, что станет причиной отделения верхних слоев, приведет к образованию глубоких впадин, разрушениям поверхностей конструкций. Предотвратить подобные процессы можно с помощью особой технологии затирки цементного основания. Проведение такой операции позволит устранить пустоты, повысить плотность, однородность бетонных слоев. При этом плоскость станет ровной, приобретет гладкость, необходимую для последующей отделки.
Затирку поверхностей из бетона производят посредством специализированного оборудования. Для придания дополнительной прочности, повышения стойкости основания к внешним нагрузкам, истиранию используют особые смеси – топпинги. При кажущейся простоте такие операции требуют определенного опыта, квалификации. Потребуется соблюдение особой технологии, состоящей из двух основных стадий. На первом этапе проводят грубую затирку. Затем следует проведение финишного этапа затирочных работ.
Виды затирочного оборудования
Существуют различные виды оборудования, предназначенного для проведения затирочных операций. По типам конструкции их можно разделить на такие группы:
- дисковое роторное оборудование;
- модели роторных лопастных механизмов, называемых в просторечии «вертолетами»;
- оборудование ручного или автоматического управления для внесения, а также равномерного распределения топпингов;
- устройства для уплотнения угловых участков соединений полов со стенами, другими бетонными конструкциями.
Дисковое и лопастное оборудование представлено вариантами с одним или двумя роторами. Такая техника оснащается электромотором или бензиновым двигателем. Модели однороторных вертолетов достаточно компактные, маневренные, удобны в использовании. Такие аппараты может переносить один оператор, управление осуществляется посредством длинной ручки. Однороторная затирочная техника подходит для выравнивания бетонных оснований различной площади. Эти механизмы отличаются высокой производительностью и эффективностью производимых работ.
Модели оборудования, снабженные двумя роторами, характеризуются большой мощностью, тяжелым весом, высокой стоимостью. Эти габаритные машины используются для уплотнения цементных оснований полов значительной площади. По внешнему виду напоминают небольшие автомобили. Оснащены местом для оператора, откуда осуществляется управление аппаратом посредством руля, кнопок. В основном такая техника применяется в масштабном строительстве.
Кромочные модели устройств используют в обработке угловых участков, мест соединений плоскостей, колонн, арок, проемов, других труднодоступных поверхностей сложной конфигурации. Обычно это портативные аппараты, оснащенные диском малого диаметра. Работают на экономном электродвигателе средней мощности.
Выбор оборудования для уплотнения, выравнивания бетонных оснований зависит от площади обрабатываемой поверхности, архитектурных особенностей конструкции. Для проведения затирочных операций в помещениях малого, среднего объема подходят компактные машины с одним ротором и диском универсального диаметра в 90 см. Это маневренное оборудование средней мощности с экономным расходом топлива или электроэнергии. Для управления такими аппаратами достаточно одного оператора.
В обработке угловых участков, изгибов, мест со сложной конфигурацией применяют небольшие аппараты, снабженные диском до 60 см в диаметре. На последней стадии затирки используют лопастные устройства. Рабочие лопасти таких аппаратов представляют собой металлические пластины с усиленным ребром жесткости. Такие элементы часто называют затирочным ножом, поскольку в ходе работы он срезает с бетонной конструкции все неровности, выступы.
Интересно! Это позволит уплотнить, выровнять поверхность, сделать ее гладкой, сохранив при этом необходимую форму сложных участков.
Для уплотнения, выравнивания плоскостей большой площади используют мощные агрегаты с двумя роторами, каждый из которых снабжен диском крупного диаметра. Одновременная работа этих элементов позволит за короткий срок обработать габаритные помещения.
Затирочная машина по бетону
Технология грубой затирки
Начальная стадия уплотнения бетонных стяжек носит название грубой затирки. Эту операцию начинают проводить, когда нанесенный на поверхность основания раствор бетона затвердел настолько, что человек среднего телосложения погрузится на глубину не более 4 мм. Подобная степень затвердения наступает на протяжении от 4 до 7 часов после укладки смеси. На сроки высыхания влияют объемы, марка цемента, влажность, температурные показатели окружающих условий.
Качественная отделка требует проведения двух заходов техники при грубой затирке. В ходе второго этапа аппарат надо направлять перпендикулярно траектории первоначального прохода затирочной машины. Вначале обрабатываются угловые участки, места соединений со стенами, арочными, входными проемами, другими конструкциями. Стяжки здесь высыхают быстрее.
На первой стадии применяют дисковое оборудование. В ходе вращений диска перемешивается залитый на основание бетонный раствор, происходит его уплотнение. В зависимости от толщины уложенной смеси, качества цемента может потребоваться несколько проходов техники по одному направлению. На обрабатываемой плоскости основания должен выделиться определенный объем цементного молока. При необходимости на пол наносится подготовленный состав затирочной смеси – топпинг. Такие средства чаще применяют с целью повышения прочности бетонных стяжек полов помещений, открытых площадок, где предполагаются большие нагрузки в ходе эксплуатации. Например, в торговых залах, промышленных цехах, на складах, рыночных площадях, автомобильных стоянках.
Для равномерного распределения затирочных составов по обрабатываемой плоскости используются тележки особой конструкции. Эти устройства должны оснащаться такими деталями:
- объемным контейнером для смесей;
- шнеками, измельчающими затвердевшие затирочные средства;
- заслонками для дозирующей подачи топпинга с целью равномерного распределения смеси на плоскости основания;
- широкими колесами, которые не оставляют глубокой колеи при езде по еще незатвердевшему бетону.
Сначала на предназначенную для затирки поверхность наносится и по всей площади равномерно распределяется примерно 60% от общего объема затирочного вещества. Затем надо подождать примерно четверть часа. Когда топпинг пропитается бетонным молочком и смесь потемнеет, проводят первый проход техники для затирки по одному направлению. После этого на стяжку наносится оставшаяся часть топпинга, которая также должна пропитаться влагой, потемнеть. В завершение осуществляется второй заход техники.
Для бетонных плоскостей с предположительно малой, средней нагрузкой расходный объем смеси составляет до 5 кг на каждый квадратный метр обрабатываемой площади. Обработка оснований с высокими нагрузками в ходе последующей эксплуатации требуется 5-8 кг топпинга на квадратный метр.
Для качественного перемешивания затирочного состава с верхними слоями цементного раствора применяют однороторное дисковое оборудование средней мощности. При этом важное значение имеет форма кромки диска. Например, для плавного выравнивания поверхности подходят диски со скошенными под углом 45° кромками. Участки сложных форм обрабатываются техникой с дисками, кромки которых скошены под прямым углом.
После нанесения смеси ее равномерного распределения и перемешивания с бетонным раствором на втором этапе грубой обработки применяют тяжелое, мощное оборудование с двумя роторами и дисками. Вес этих агрегатов может достигать 400 кг, что способствует максимальной степени уплотнения бетона.
Интересно! После каждого прохода степень выравнивания поверхностей проверяют строительным уровнем или контрольной планкой.
Количество, периодичность заходов дискового оборудования зависит от скорости затвердения бетонной стяжки. Если раствор застывает медленно, обработку агрегатом проводят каждый час. Когда цемент твердеет быстро, технику используют через 30 минут. Окончанием грубой отделки станет отсутствие следов от дисков после прохождения затирочной машины.
Разновидности затирочных смесей
В основе большинства видов топпинга лежит портландцемент – вяжущий состав из помола цементного клинкера, гипса и силикатных добавок. В производстве затирочных смесей также используют твердые наполнители, волокна полимеров, модифицированные примеси. Повышению прочностных характеристик бетонных оснований, устойчивости к истиранию способствуют различные виды заполнителей топпинга. В этом качестве используют фибру из стали, измельченные породы корунда, базальта, кварцевый песок и другие минеральные вещества высокой степени твердости.
Для затирок оснований, которые в дальнейшем будут подвергаться высоким внешним нагрузкам, следует выбирать смеси с наиболее твердыми корундовыми наполнителями. Стоят такие топпинги дороже, но значительно повышают прочность, долговечность бетона. Применяют эти смеси при строительстве промышленных объектов, автостоянок, складских помещений, АЗС.
В обработке бетонных плоскостей с последующей эксплуатацией в условиях низких и средних нагрузок используют топпинги с кварцевым песком. В основном такие смеси применяют для уплотнения полов небольших помещений жилого, офисного, торгово-развлекательного назначения.
Волокна полимеров, входящие в состав топпингов, служат дополнительным армированием верхнего слоя цементной стяжки. Модифицированные добавки повышают стойкость бетона к воздействию внешних негативных факторов. Отдельные разновидности затирочных смесей содержат пигменты, которые придают цементной поверхности определенную расцветку, повышая декоративные качества пола.
Топпинг для бетонного пола
Финишная стадия затирки
На финишном этапе уплотнения бетонных оснований, окончательного выравнивания пола применяют лопастное оборудование – вертолеты. Для качественной обработки плоскости необходимо провести минимум два прохода техники. Как и в случае грубой отделки, траектории направлений затирочных машин должны пересекаться под прямым углом.
При первом заходе лопасти аппаратов надо расположить на высоте 0,5-1 см от поверхности стяжки. На втором проходе – на уровне 2-2,5 см выше пола. Скорость вращения лопастей создает воздушную подушку, которая оказывает сильное давление на обрабатываемую плоскость. Это способствует уплотнению топпинга, верхних слоев цементной стяжки. Возможность изменения угла лопастной части затирочного оборудования позволяет придать полу практически зеркальную гладкость.
Помимо максимально возможного выравнивания и уплотнения, финишная стадия затирки значительно повышает твердость обрабатываемого основания. О готовности пола к дальнейшей отделки свидетельствует отсутствие следов от лопастей и при хождении по полу, характерный блеск гладкой поверхности. Добиться этого можно только с помощью автоматического оборудования.
Интересно! Получить такую плотность, твердость цементной стяжки ручным способом невозможно.
После завершения процесса финишной затирки обработанную поверхность бетона пропитывают специальными битумными или полимерными составами. Это повысит следующие свойства стяжки:
- прочность;
- износостойкость;
- устойчивость к воздействию влаги;
- стойкость к образованию загрязнений, агрессивным щелочным веществам.
После окончательного впитывания составов, повышающих эксплуатационные характеристики цементных поверхностей, пол готов к дальнейшей отделке и укладке различных покрытий.
Технология затирки бетонного пола специальными машинами
Как уже было сказано, вручную затиркой пола, как правило, не занимаются – это чаще всего бессмысленно. В связи с этим пошаговую инструкцию мы приводить не будем. Но вот подробнее о технологии затирки расскажем для большего понимания последовательности действий.
Особенности проведения работ при низких температурах
Отрицательные температурные значения оказывают разрушающие действие на бетон при работах по укладке и обработке стяжки. Температура на поверхности цементного слоя не должна опускаться ниже +5 °С. Достичь этого можно такими способами:
- обустройство своего рода теплиц с деревянным каркасом, перекрытиями из армированной полиэтиленовой пленки и утеплительных материалов;
- отопление с помощью тепловых пушек;
- система электрического обогрева, установленная непосредственно в стяжке.
Размеры, количество теплиц, интенсивность обогрева зависят от объемов работ с бетоном, особенностей возводимых объектов, окружающих условий.
Общие советы по затирке бетона
Добиться наиболее качественного уплотнения цементного раствора, ровной поверхности стяжки можно лишь механизированным способом. При этом помогут ряд рекомендаций опытных строителей и операторов техники для затирки бетона:
- направление движения оборудования с двумя роторами задается рычагами, однороторной техники – рукояткой управления;
- на время проведения этапа грубой отделки лопасть вертолета можно заменить на диск и с его помощью проводить шлифовку плоскости;
- на первом этапе финишной обработки цементных поверхностей лучше расположить лопасти вертолета в вертикальном положении – так можно достичь оптимального давления, срезать все выступы, бугры;
- при каждом последующем заходе вертолета надо повышать скорость вращения лопастей.
В целом лопастные затирочные вертолеты являются наиболее удобным вариантом при проведении строительства частного дома или ремонта небольших помещений. Такую технику легко освоить, она маневренная, надежная и при этом достаточно универсальна. При необходимости можно менять лопасти на диски подходящего размера и способа крепления, проводить различные операции по выравниванию, уплотнению бетонных кладок.
Интересно! Тяжелое, габаритное дисковое оборудование больше подходит для масштабных построек.
Процесс нарезки и обработки швов
Технология создания качественной стяжки предусматривает нарезку в бетоне швов, которые необходимы для предотвращения разного рода деформаций.
Изоляционные швы
Нарезают изоляционные швы, чтобы предотвратить образование деформаций в результате нагрузок от различных конструкций здания – стен, перегородок, перекрытий, колонн. Такие швы обустраивают до заливки бетонного раствора, нарезая и укладывая внутри изоляционный материал по периметрам фундамента, помещений, вдоль стен, вокруг оснований элементов сооружения.
Усадочные швы
Нарезка усадочных швов позволит исключить процессы хаотичного растрескивания цементной стяжки в ходе затвердения. Такие нарезы делают по линии осей и периметрам колонн. В случае образования деформаций из-за усадки трещины в бетоне пола благодаря усадочным швам будут распространяться по заданным направлениям.
Рисунок, образуемый линиями нарезов, должен быть максимально приближен к форме квадратов. Допускается превышение длины над шириной такого прямоугольника не больше, чем в 1,5 раза. При этом вероятность хаотичного растрескивания бетона будет минимальной, если общий размер карты нарезов как можно меньше.
Нарезку швов проводят после окончания финишной затирки, стараясь получить квадраты примерно 6 на 6 м. Глубина нарезов – около трети от толщины стяжки. Целью обустройства усадочных швов является создание в бетоне участков слабины. Именно в таких зонах будут локализованы образовавшиеся при усадке трещины.
Конструкционные швы
При нарезке конструкционных швов стараются по возможности совместить их с усадочными нарезами. При этом они служат для предотвращения растрескивания тяжки вглубь по вертикали. Нарезают такие швы сразу после укладки цементного раствора. При этом в середине толщины стяжки устанавливают рейки под прямым углом к линиям нарезов, по принципу вхождения шипов в пазы.
Заполнение швов
Предотвратить засорение швов, уберечь их от проникновения воды, агрессивных химических составов можно с помощью заполнения нарезов полиуретановыми герметизирующими составами. Такие смеси защитят нарезы от негативного воздействия внешних факторов, которые могут привести к разрушению стенок швов. Перед заполнением герметизирующим веществом шовные каналы следует тщательно очистить от мусора, пыли, грязи. Для этого нарезы продувают струями сжатого воздуха, очищают посредством обработки пескоструйным аппаратом или жесткой щеткой вручную.
При выборе разновидности герметизирующего средства надо учесть эксплуатационные условия, уровень будущих нагрузок. Например, на предприятии по производству пищевых продуктов бетонные стяжки полов должны выдерживать вес тяжелых грузовых автомобилей и в то же время легко мыться для поддержания установленных санитарных норм. Для заполнений швов такого объекта нужен твердый и одновременно пластичный состав. Герметик должен защитить края нарезов от образования сколов, трещин, других деформаций. В то же время он должен легко сниматься при необходимости очистки канала шва от загрязнений. Для этого случая оптимальным выбором станет герметизирующая мастика PU-40.
герметизирующая мастика PU-40
Методы устранения трещин стяжки
Растрескивания цементной кладки могут привести к частичному или полному разрушению конструкции. Выбирать метод затирок трещин бетонной стяжки надо исходя из причин возникновения, вида деформаций. Необходимо своевременно выявить и остановить разрушение их кромок, стенок, предотвратить попадание внутрь воды, загрязнений, химических агрессивных составов, всего, что может своим воздействием привести к расширению щелей.
Интересно! Все трещины шириной от 2 мм и больше, образовавшиеся на бетонной плоскости, а также вдоль арматуры подлежат немедленной заделке.
Мелкие щели с шириной раскрытия до 1 мм, которые возникли из-за воздействия температурных перепадов, внешних нагрузок, можно заделывать вручную составами, образующими жесткие покрытия. К таким относятся полимерцементные, водоцементные краски, синтетические средства на основе различных смол. Для заделки небольших трещин около 2 мм шириной используют полимерцементное тесто.
В случаях, когда растрескивание охватило большую площадь, производить затирку вручную нерационально – этот процесс получится слишком трудоемким, займет много времени. Для ремонта цементных конструкций, на поверхности которых в результате воздействия агрессивных веществ, нагрузок, появилось много широких щелей, применяется механизированный метод торкретирования. Для обработки поверхностей при этом варианте используются полимерцементные краски или смеси. Наиболее прочными станут покрытия из комбинаций полимерцементных и эпоксидных клеящих составов. Щели вначале обрабатывают клеем, затем на свежее покрытие наносится полимерцементные смеси или тесто.
Перед началом ремонта растрескавшейся бетонной стяжки поверхность пола тщательно очищают от грязи, мусора. Всем щелям, ширина которых превысила 1 мм, придают форму прямоугольников глубиной 1-3 см, со стенками, скошенными под 45-60°. Трещины обрабатывают вначале эпоксидной смолой марок ЭД-5 или 6. В тех конструкциях, где отмечается интенсивное образование ржавчины на арматурных элементах, деформации следует заделать герметизирующими средствами на основе полимеров, обладающими антикоррозионными, водонепроницаемыми свойствами.
Для заделки щелей до 3 мм шириной используют эпоксидный клей без наполнителей. В затирке более широких повреждений применяют клеящие составы с наполнителем из сухих цементов не ниже 500 марки. Это достаточно дорогие материалы, однако расходы в этом случае оправданы высокой эффективностью, качеством ремонта, благодаря которому повысится прочность, надежность стяжки.
Трещины с шириной раскрытия от 3 мм и больше следует укреплять скобами из прочных сплавов металла. Поперек каждой такой щели надо прорезать канавку. Такие борозды должны быть шириной около 1,5 см, глубиной примерно в 2 см. Расстояние между нарезами – 25 см.
На дно канавок укладывают цементный раствор, затем армирующую металлическую скобу, сверху опять смесь бетона. После проведения такой операции поверхность стяжки следует обработать затирочным аппаратом средней мощности, оснащенным одним диском.
Интересно! Это позволит уплотнить уложенный свежий раствор в местах повреждений, выровнять поверхность, полностью устранить следы проведенного ремонта.
Техника безопасности
Высокая скорость вращения металлических дисков, лопастей затирочных агрегатов может послужить причиной получения различных травм, ранений оператора, других строителей. Угрозу здоровью несет пыль, частицы цемента, которые в большом объеме поднимаются в воздух в ходе шлифовки поверхностей. Соблюдать определенные меры предосторожности должны все лица, которые находятся вблизи зоны проведения работ с применением такой техники.
Особые обязанности возлагаются на оператора машин. Во время работы он должен соблюдать такие меры безопасности.
Правило | Описание |
---|---|
Контроль за различными отклонениями | Оператор обязан следить за всеми изменениями, которые могут послужить причиной возникновения опасных ситуаций, например, перегрев или нехарактерные звуки работающего мотора затирочного оборудования, повышенная концентрация выделяемого двигателем угарного газа, токсичных, быстро воспламеняющихся паров топлива. При появлении подобных явлений следует немедленно прекращать работу. |
Использование специальной одежды | Все работы надо проводить в специальной одежде с применением различных средств защиты – костюм, перчатки из плотных материалов, очки, респираторы, наушники, прочная обувь. |
Наличие металлических защитных щитков | Они должны быть установлены на корпусах затирочных аппаратов. |
Отсутствие людей, посторонних предметов поблизости | В зоне действия дискового или лопастного агрегата не должно быть людей, движущихся объектов, посторонних предметов. |
Операторов допускают к проведению работ только после прохождения соответствующего обучения. Помимо освоения техники, он должен изучить все необходимые инструкции, правила безопасности.
Видео — Затирка бетона: советы
Источник: pol-spec.ru