Ремонт коммуникаций, прокладываемых под шоссе, приходится делать из-за растущей нагрузки на дорожное покрытие и износ труб. Но перерытая дорога – это серьезная проблема для грузопотока и перевозки пассажиров. С целью предотвращения пробок и заторов становится все более актуальной санация трубопроводов. Это особый метод очистки и восстановления участка трубы без необходимости заниматься раскопкой большого отрезка коммуникаций. Так называемый «бестраншейный» способ восстановления действующего трубопровода, хорошо известный в Европе, набирает популярность и в нашей стране.
Зачем нужна санация коммуникаций?
Большой процент износа трубопроводов – результат советского наследия, когда строили много, но за качество и длительную эксплуатацию никто не отвечал. Реальный срок службы металлических труб исчерпан, и системы работают лишь до очередного прорыва. В РФ более половины протяженности коммуникаций давно проржавело, ежегодно обнаруживаются новые дефекты и прорывы. Вторая половина – в предаварийном состоянии, поэтому работа по восстановлению коммуникаций и ремонт труб проводится непрерывно.
Это интересно! Технологии, по которым проводится бестраншейный ремонт труб, разрабатывались давно, в нашей стране они осваивались еще на рубеже 80-90 годов, но в силу экономических факторов их внедрение было отсрочено на неопределенное время. Активный интерес к ним стали проявлять относительно недавно.
Пути решения проблемы с прохудившимися трубами
Как показывает зарубежный опыт, лучшим решением остается применение метода бестраншейного восстановления или санации трубопроводов. Эксперты выделили 6 наиболее эффективных способов ремонта без раскапывания грунта:
- Получение внутри очищенного трубопровода защитного слоя с помощью полиэтиленового вкладыша по технологии «U-лайн». Теплоноситель под давлением распрямляет эту «кишку» внутри ремонтируемого участка коммуникаций.
- По технологии «трубы в трубе», где внутри поврежденного металлического участка закрепляется полимерный фрагмент. Это удобно не только для восстановления водопровода, но и для канализации. Для этого старый трубопровод должен быть промыт водой под давлением.
- Частичный взлом, когда по аналогии с описанным выше методом «труба в трубе» требуется небольшое изменение диаметра на 1 размер. При этом приходится частично деформировать фрагмент старого трубопровода посредством пневматического пробойника. Это дает возможность протаскивания полимерного вкладыша большей длины.
- Метод напыления на участок подготовленной поверхности трубопровода цементного раствора с последующим выравниванием насадкой конической формы. Данная технология рекомендуется для восстановления водопроводных коммуникаций, в канализационных системах она не применяется.
- Прогрессивная технология проведения восстановительных работ при помощи технических роботов, которые эффективны при прохождении сложных поворотных участков для фиксации внутренних покрытий.
Обратите внимание! Так называемые «чулочные» технологии внутренней санации трубопроводов относятся к числу относительно быстрых и вполне доступных. Специальный полимерный «чулок» или вкладыш применяется в технологии «U-лайн».
Процесс полимеризации происходит непосредственно при обработке волокна. Однако это трудоемкий процесс, который проблематично задействовать на всей протяженности коммуникаций. В зависимости от состава материала, отвердение вкладыша может производиться разными способами:
- под воздействием яркого ультрафиолета (рукав из фотополимеров, подобно зубным пломбам);
- от высокой температуры воды;
- под прогретым воздухом или паром под давлением.
Санация трубопроводов по бестраншейным технологиям используется не только в столичных окрестностях, но и на периферии – в крупных областных городах РФ. Профильные фирмы, при условии предварительной прочистки восстанавливаемых коммуникаций, за час способны восстановить 50-100 м трубопровода.
Преимущества бестраншейной методики ремонта труб
Основные плюсы подобных технологий:
- минимизирует потребность в земляных работах, что существенно снижает затраты на профильный транспорт;
- нет необходимости составления сложных проектных и сметных работ, поскольку санацию проводят на одном из участков готовых коммуникаций;
- значительное продление срока эксплуатации отремонтированной трубы;
- работы по восстановлению не затрагивают проложенных рядом сетей;
- ускоренные темпы ремонта поврежденной трубы;
- доступ к поворотным участкам изнутри;
- нет потребности в доступе экскаваторных машин (другой техники) к ремонтируемому фрагменту подземной траншеи;
- минимальная стройплощадка и количество привлекаемых специалистов;
- устойчивость к коррозии и абразивным повреждениям после полимеризации бесшовного вкладыша;
- внутренняя полимеризация большого отрезка снижает риск возникновения новых протечек;
- минимальное изменение диаметра сечения водогона;
- транспортный поток продолжает движение во время санации трубопроводов над поврежденным участком;
- улучшение функционирования и темпа продвижения транспортируемой среды за счет гладкой внутренней поверхности;
- работы не наносят вреда экологии;
- возможность работы ночью, при этом роботизированные проходчики мониторят процесс отвердения «чулка» внутри трубы с выведением изображения на компьютерную программу в реальном времени.
При состыковке фрагментов используют пресс, традиционные фитинги и муфты – все работы без сварки. Восстановленная труба выдерживает большие нагрузки под давлением как изнутри, так и снаружи. При этом качество работ не зависит от функционала коммуникаций и того, из какого они материала:
- стальные;
- чугунные;
- полимерные;
- железобетонные.
Диаметр труб и вкладываемых полимерных рукавов – в пределах 600 мм.
Совет! Там, где часто бывают прорывы и производится замена фрагментов трубопроводов с рытьем траншей, стоит сделать профилактический ремонт труб по методу «чулковой» технологии – в обе стороны от проблемного участка.
Поэтапное восстановление трубопровода бестраншейным методом
Если работать по всем правилам, то лучше начать с ревизии при помощи самоходного робота. Он поможет оценить состояние внутренней стенки коммуникаций с помощью освещения и телекамеры, передающей информацию на монитор.
Далее необходима прочистка проблемного фрагмента трубы от отложений кальция, песка и ржавчины. Но нужно быть готовым к тому во время этого этапа работ отрезок, разрушенный коррозией, станет еще тоньше – возможны новые дефекты и разрывы. Чистить можно не только гидравлическим методом, но и механическим. По завершении промывки необходима повторная ревизия, поскольку некоторые показатели, особенно внутренне состояние и диаметр трубы, будут другими. Обследование проводят с помощью того же самоходного ревизионного робота.
Наиболее тщательной подготовки и аккуратного подхода требует этап протяжки полимерного чулка инверсионным (или другим) способом. Его расправляют под струей воды или сжатого воздуха. После заполнения рукавом фрагмента реставрируемой коммуникации, санация трубопровода завершается прогревом или освещением внутреннего покрытия через процесс полимеризации (отвердевания). В завершение ремонта труб проводят контрольное обследование техническим роботом с телекамерой.
Описанная методика ревизии трубопровода постепенно становится все более популярной, благодаря очевидным преимуществам над старым способом рытья траншеи.