Первое впечатление от частной усадьбы – это основательный забор и металлические ворота с калиткой. Ворота из профильной трубы поэтапно делают своими руками, если есть элементарные навыки работы с металлом и сваркой. Обычную решетку и каркас легко украсить декоративной отделкой – ковкой, накладными элементами или листовой оцинковкой, чтобы скрыть от посторонних глаз происходящее за воротами. Их делают откатными или распашными, а еще лучше – открывающимися дистанционно в автоматическом режиме.
Что важно знать о самостоятельном изготовлении ворот?
Самостоятельно сварить ворота из профильных труб в домашних условиях может любой домашний мастер, имеющий инструмент и минимальный опыт обращения со сварочным аппаратом. Если сварки нет, эти услуги можно заказать опытному сварщику, а своими руками выполнить остальной фронт работ.
Окончательный результат во многом зависит от нескольких аспектов:
- удачный выбор дизайна ворот;
- грамотно сделанный чертеж (эскиз);
- качественный металл;
- хорошая фурнитура.
Внимание! Очень важны строго вертикально установленные опорные столбы, что исключит перекосы и самопроизвольное открывание ворот под собственным весом.
Самодельные ворота на металлическом каркасе изготавливают для гаража и на въезде во двор. В идеале, они должны быть выполнены в едином ключе. Даже простой дизайн, выполненный аккуратно, будет гармонировать, когда двое ворот похожи и окрашены одной и той же краской. Даже если одни ворота раздвижные, другие – распашные, но с похожей отделкой, это смотрится эстетично. Хотя они разные конструктивно, в закрытом виде смотрятся как одинаковые.
Изготовление ворот из профильных труб своими руками – трудоемкий процесс, предполагающий транспортировку, резку и сварку металла. Отдельно придется заниматься вкапыванием столбов. Важный момент – входные ворота лучше делать с калиткой, закрывающейся автономно, ею придется пользоваться чаще, чем воротами. Не стоит всё делать наспех, примитивно – ворота должны служить долгое время.
Как подобрать материалы для металлических ворот?
Качество материалов и грамотный выбор профильной трубы нужного сечения – залог успеха. Некоторые мастера поступают опрометчиво, делают каркас из металла, который остался от других строительно-монтажных работ. В итоге – ворота, сделанные своими руками, получаются слишком тяжелыми или перекошенными, непривлекательного вида.
Совет! Металл для каркаса должен соответствовать всем техническим параметрам, из остатков металла допустимо выполнить только отделку, молдинг и перемычки.
Заготовка прямоугольной или квадратной формы – лучший вариант для производства в домашних условиях каркаса ворот из профильной трубы и других рамных изделий. Их выпускают по техническим стандартам из углеродистого металла разных марок, оцинковки или нержавеющей стали.
Изделия из нержавеющей стали достаточно легкие, дорогие и долговечные. Под большую нагрузку такой металл не походит, зато для отделки ворот или калитки своими руками – это лучший выбор.
Профилированный прокат выпускается в разном виде:
- сварные трубы и бесшовные;
- горячекатанные и холоднокатаные.
Цельные или бесшовные трубы рассчитаны на наибольшую нагрузку. Их используют под каркас, опоры и рамные конструкции.
Недорогие заготовки вполне подходят для самостоятельного изготовления распашных ворот (или откатных) из профильной трубы:
- под опоры рекомендуется профиль 100х100 мм;
- под раму или каркас рекомендуется профиль 40×40 или 50х50 мм;
- на перемычки или решетки подходит металлический прут или обрезки труб 40х20 мм.
Подготовительный этап
Для начала определяемся с типом ворот, их можно сделать:
- ажурными;
- решетчатыми;
- коваными;
- с обшивкой из профлиста, дерева или сайдинга.
Совет! Сплошные ворота делаются для того, чтобы они скрывали происходящее во дворе от посторонних. Если есть желание демонстрировать прохожим красоту уютного дворика, то лучше сделать своими руками ажурные ворота с изящной ковкой.
Если мало опыта, то своими руками проще сварить распашные ворота – из нарезанного по чертежам профиля и металлического прута. Хороший чертеж необходим, чтобы точно рассчитать общее количество используемого материала и длину каждой заготовки. Автоматическое управление тоже должно быть запланировано на первом этапе и суммировано в расходы.
Размер ворот должен быть удобен для ежедневного пользования авто. Минимальный проем ворот – от 3м, чтобы автомобиль легко проезжал в ворота и выезжал на улицу. По высоте каркас – не менее 1,6м. Ширина калитки должна совпадать с уровнем ворот в самой нижней точке, если оконечность делается в виде венца. Калитка должна быть удобна для прохода человека любой комплекции – от 0,75м до 1м.
Нередко сварка ворот из профильной трубы производится как часть ранее установленного забора. Общий эскиз позволяет в малейших деталях представлять конечный результат. Поэтому, каким бы ни был выбор готовой иллюстрации, придется перечерчивать для адаптации к своему двору.
Весь приобретенный металл предварительно просматривают с целью выбраковки профиля с дефектами – при нарезке он сгодится на короткие и вспомогательные детали. Места трубы с признаками коррозии перед резкой требуется зачистить наждачной бумагой или металлической щёткой.
Внимание! Распашные ворота – парное изделие, поэтому для симметрии все детали режут попарно, соблюдая размеры до миллиметра. Далее можно приступать к резке заготовок для калитки.
Детали для отделки готовят своими руками отдельно. Элементы для украшения в виде ажурной ковки можно приобрести готовые – в специализированных отделах строительных супермаркетов или в кузнечной мастерской.
После нарезки заготовок на ворота из профильной трубы своими руками понадобится арендовать сварочный аппарат или нанять специалиста. Это обходится недешево. Поэтому важно правильно организовать этап предварительной подготовки, чтобы арендуемое оборудование не простаивало несколько дней. В любом случае, самостоятельное изготовление металлических ворот обойдется дешевле в разы, чем покупка готового изделия с монтажом. Тем более, приятно, когда собранное своими руками изделие привлекает восторженные взгляды соседей.
Второй этап: установка опор
Важное условие – абсолютная вертикальность опор, чтобы ворота не могли накрениться или самопроизвольно открываться/закрываться.
Качество установки стоечных опор под ворота из профильной трубы определяет их долговечность и безупречность эксплуатации. Столбцы должны быть глубоко вкопаны в землю и тщательно забетонированы, при этом не должны погружаться под весом всей конструкции.
Для установки основания ворот нужно сделать разметку под 3 ямки – 2 под створки ворот и 1 под калитку (если планируется). Конечно, калитку можно крепить на тот же столбец, что и одна половина ворот, но это создаст дополнительную нагрузку. Под опоры роют глубокие округлые ямки диаметром до полуметра и глубиной не более 1м. Дно рытвины выравнивают и засыпают щебнем с песком, хорошо утрамбовывая.
Столбы располагают строго вертикально в яме, обсыпая щебнем или бутовым камнем под раствор бетона. После небольшого слоя выверяют вертикаль и окончательно заливают бетоном доверху. Получится некое подобие фундамента под каркас.
Внимание! На эту конструкцию нельзя навешивать ворота из профильной трубы, пока раствор не затвердеет полностью. В зависимости от температуры и качества цементной смеси, для этого потребуется 3-5 суток в летнюю погоду. Если прочность монтажа основы ворот очевидна, переходят к сборке своими руками основных деталей.
Третий этап: сборка створок ворот
Главная задача при сборке своими руками — сварить надежную раму для распашных ворот из профильных труб.
Общая эстетика будет зависеть от точности разметки и соблюдения расстояния между металлическими отрезками, образующими равные промежутки. Второй аспект – эстетичные сварочные швы каркаса без грубых наплывов с обработкой от заусениц. Это обеспечит безопасность при пользовании воротами и калиткой.
Со сварочным аппаратом лучше работать на открытом воздухе, обеспечив его питание. Обязательно соблюдать технику безопасности – в спецодежде и защитной маске. На площадке для сварки не должно быть легко воспламеняющихся предметов, на которые может попасть искра или окалина.
Когда готова рамная конструкция вороток, к каркасу приваривают остальные конструктивные элементы. Готовые ворота должны крепиться на петли, и от качества их приваривания к столбам зависит функциональность и надежность всего сооружения. Хорошо установленные петли не должны скрипеть и заедать. Когда петли готовы, переходят к навешиванию всех частей – калитки и створок ворот.
Завершающий этап – обезжиривание, грунтовка и окрашивание. Откатные или раздвижные ворота своими руками делают примерно так же, но нужны направляющие и ролики для обеспечения движения створок. Эти детали также монтируются строго по уровню, без перекосов иначе ворота просто не откроются.